понедельник, 8 июня 2009 г.

Отчёт о походе по маршруту г. Дергачи - пгт Солоницевка

Маршрут: г. Дергачи – с. Семёновка – с. Куряжанка – мемориальный комплекс «Высота маршала Конева» – пгт Солоницевка

Состав группы:
1. Устинова Ксения
2. Шмаков Вячеслав

– Доброе утро!
– Здравствуй!

Так начался этот день. Поскольку накануне все приглашённые отказались от участия в походе, да ещё друзья из Черкасс не приехали к намеченной дате, чувствовалась некая безответственность и свобода, и мы разрешили себе поспать чуть дольше обычного.

Собираясь и завтракая, я взглянул на часы. Цифры сказали, что на восьмичасовую электричку до Дергачей мы не поспеем.

– Идём в поход вдвоём? – поинтересовался я.

Получив утвердительный ответ, я стал собирать вещи в рюкзак, чтобы успеть уже на девятичасовой поезд.
За несколько минут до отправления мы заняли места в электричке. Ксюша уверенно настроилась поспать, а я как обычно следил по карте за нашим передвижением. На станциях входили и выходили люди, один мужчина даже зашёл в вагон с велосипедом. Велосипед не проходил в двери, казался больше своих габаритов, и мужчина закусывал губы и даже шевелил языком в разные стороны, надеясь, что это поможет ему совладать с «железным конём».

До Дергачей ехать недолго, минут двадцать. Железнодорожная станция в городе находится рядом с рынком, где мы стали бродить в поисках батареек для Ксюшиного фотоаппарата и плёнки для моего. Скушав по мороженому и купив всё необходимое, мы начали движение.

Сперва нам предстояло пройти по городу к кладбищу, на котором стоит памятник воинам Великой Отечественной, а затем к церкви. Город знаменателен ещё тем, что является родиной Афанасия Николаевича Матюшенко, одного из руководителей восстания на броненосце «Потёмкин». После поражения восстания Матюшенко некоторое время жил в Румынии, а затем в Швейцарии, в Женеве, где встречался с В.И. Лениным и подробно рассказывал ему о борьбе экипажа героического революционного корабля. В 1907 году А.Н. Матюшенко возвратился в Россию. Он был арестован в Николаеве и по приговору военно-морского суда казнён в Севастополе в возрасте двадцати восьми лет.

На дороге было очень пыльно, сильный ветер задувал песок нам в глаза, но это не мешало наслаждаться видом сирени во дворах и цветущей клубники у кого-то возле лавочки.

Кладбище, к которому мы шли, окружено со всех сторон домами, а на входе стоит величественный каменный солдат со знаменем. Годы 1941-1945 и надпись «Никто не забыт, ничто не забыто» напоминают прохожим о героических подвигах советских солдат во время войны.

– Жутковато жить в таком доме, здесь, возле кладбища, – прокомментировала Ксюша.
– Наверное, но скорее всего, люди просто привыкли. И относятся к кладбищу, как к чему-то, само собой разумеющемуся, – ответил я.

В Дергачах мы намеревались ещё посмотреть церковь, но этого не произошло. На пути нашем стал выбор: делать крюк к церкви или нет.

– Пойдём смотреть церковь?
– Думаю, не стоит. Заходить внутрь я не буду, так как я в брюках. – ответила Ксюша.
– Да и я снаружи церковь эту уже видел, два года назад, так что возвращаемся.

Перейдя через реку Лопань по небольшому мосту, мы двинулись к окраине города, который в этом районе на город вовсе не похож. Улица с частными домами и участками больше похожа на деревню, и крики петухов и домашней твари дополняли это впечатление. Ещё этой картине добавила уюта и спокойствия женщина, которая по пустынной улице гуляла с ребёнком, катая его в коляске.

Держась направления строго по карте, обгоняемые местными жителями на велосипедах и мотоциклах, мы вышли из города. Здесь же захотелось немного отдохнуть, но облюбованная рощица оказалась дубовой, и, опасаясь клещей, пришлось идти дальше.

Нас окружали зелёные поля и деревья, было тихо, и солнце ласкало наши лица. И в этот прекрасный момент Ксюша остановилась, и сказала:

– Я дальше не пойду. Давай искать другой путь.

Я сначала удивился, но потом ситуация оказалась забавной: Ксюша боялась одинокую корову, которая лежала на траве неподалёку от шоссе. Пришлось держать крепко за руку и рассказывать Ксюше, что животные в целом не агрессивны, особенно коровы, если нарочно не привлекать их внимания.

А затем, немного отойдя от коровы, мы устроили привал. Ветер был сильный, и видно было как он «причёсывает» траву на поле, и она становится похожа на яркую, сочную, густую и живую шерсть.

Судя по карте, дорога до Семёновки была с твёрдым покрытием, что было проверено нашими ботинками. По обе стороны от нас лежали поля, вдалеке виднелся лес, берёзовая роща, пруд и на берегу – небольшой деревянный дом. Тут же мы обсудили, насколько хорошо жить в таком доме, и пришли к выводу, что да, хорошо, и весьма романтично. Но если жить в таком домике и в таком месте постоянно, то через месяц-два может стать невыносимо скучно.

Семёновка встретила нас пылью, которую ветер швырнул нам в лица. Но мы не обиделись, и не обратили внимания на эту мелкую неприятность. Деревня оказалась живописной, даже можно было бы сказать приветливой, если бы не одно обстоятельство: мы не встретили в деревне ни одного жителя. Они вероятно решили не выходить в такую ветреную погоду на улицу, и сидели по домам. Главная улица вела к лесу, и из-за заборов то тут, то там выглядывала последняя сирень, с удивительным и нежным запахом.

Пока мы шли по посёлку, дорога из асфальтированной постепенно превратилась в грунтовую. А на выходе из деревни мы увидели настоящий «журавль», но проверять, есть ли в колодце вода, мы не стали. Примерно здесь же, пришлось Ксюше почувствовать страх ещё раз. Из последнего двора в посёлке на нас залаяла собака, и подняла «шорох». Встревожились её товарищи, и нас стали облаивать уже несколько псов. Да ещё и коровы появились на горизонте. Ускорив шаги, мы выбрались из посёлка.

Далее путь нас вёл к лесу, и грунтовка извивалась среди пригорков и холмов. На пруду несколько человек ловили рыбу. А карта показывала явную развилку дорог. На деле же, развилка была не столь ясна, как на схеме. Чтобы хорошенько обдумать, как идти дальше, да и для отдыха уставшим ногам был устроен небольшой привал.

Направление выбрали быстро, и лежали на траве, наслаждаясь отдыхом. И пока я возился с компасом, мне на ладонь села бабочка. Чувствовала она себя уверенно, и настойчиво ощупывала кожу своим маленьким хоботком. Было забавно, Ксюша стала её фотографировать. Затем я тряхнул ладонью – и бабочка улетела. Но, совершив вираж вокруг меня, она снова села на руку, и принялась за своё дело. И всё время пока мы были на привале, бабочка окружала нас своим вниманием. То взлетит, сядет Ксюше на плечо, то опять сделает круг и сядет на руку.

«Она нашла себе новых друзей» подумал я. И когда мы уходили с привала, бабочка прощаясь, пыталась поцеловать Ксюшу в щёку. Но, немного не справилась с управлением, или турбулентные потоки ей помешали, и она угодила Ксюше прямо в глаз. Мои предположения о поцелуе Ксюшу, к сожалению, не удовлетворили.

Дальнейший отрезок предстояло пройти по лесу, который стоял перед нами, как говорится, «стеной», и был весьма мрачен. А на подступах к нему, в траве сидело или лежало непонятно что. Чёрные спины диких животных выглядывали из зарослей, и клыки кабанов блестели на солнце. Тут уж стало не по себе и мне, и успокаивая себя и мою верную спутницу, что это всего-навсего пни, я двинулся вперед.

Как ни скучно, но «кабаны» оказались пнями. В лесу было очень влажно, воздух напоминал густой кисель, зелёный туннель из деревьев и кустов уводил нас в чащу. Скрип деревьев и крики птиц, шум ветра и осознание того, что в округе никого нет на большом расстоянии, заставляли шагать быстро и уверенно. Но, тем не менее, мы глядели по сторонам, и увидели дятла, который сидел на стволе очень низко, на относительно небольшом расстоянии от нас. Своими шагами мы случайно спугнули его, и он улетел.

Когда я готовил этот поход, я старался сделать маршрут физически максимально лёгким, чтобы он был доступен самому неподготовленному туристу. Но я всё же не учел одного обстоятельства. Длина маршрута может быть фиксированной, а вот перепады высот на протяжении маршрута могут быть существенны. Это мы и прочувствовали в лесу, то спускаясь вниз, то вновь поднимаясь вверх. Ксюша уже не верила в то, что лес этот закончится, но, дорога свернув влево, стала похожа на туннель, в конце которого мы ясно увидели голубое и светлое небо.

– Вот и заканчивается лес! – поздравил я Ксюшу.

Лес вывел нас на место вырубки. Выглядело оно не очень привлекательно, но заботливые руки дровосеков соорудили из пней подобие стола и стульев. Раз представилась возможность кушать не на земле, отчего бы не воспользоваться ею? Тут мы и пообедали. Помидоры были как никогда ароматны, бутерброды казались пищей богов. А в это время Артём Алексеев, заочный член кружка пешего туризма, сидел в Лозовой в своей квартире и кушал мёд из банки, заедая его печеньем «К кофе».

Тут же, на привале, я выудил из-под футболки клеща, второго я снял с ноги. Хорошо, что они не успели вгрызться в кожу. Небо затянулось тучами, поднялся ветер, и мы почувствовали на себе капли дождя. Пришлось достать накидки, но тревога была ложная – дождь срывался, не пошёл. Из-за угрозы дождя, и ещё из-за того, что место было непривлекательное, мы решили не отдыхать, а поев, сразу продолжить путь.

В этом месте дороги расходятся, и есть вероятность выбрать неверную. Но, держась направления по компасу, мы выбрали правильный путь. На обеденном привале мы не успели как следует отдохнуть, и поэтому решили сделать ещё один продолжительный привал. Привал, чтобы вволю поваляться на траве, и дать отдых уставшим ногам. Грунтовка была сухая, идти было удобно, и всё было хорошо, пока мы не дошли до линии электропередач. Я сперва растерялся – ЛЭП на карте была указана далеко от того места где мы находились, и её не должно было быть. Но провода висели потрескивая, и пришлось мириться с этой реальностью, и идти вдоль линии. Потом оказалось, что на карте эта линия просто не указана, но всё же она привела нас к посёлку Куряжанка, который раскинулся вдалеке на холмах.

Поскольку мы продолжали двигаться в нужном направлении, и наше местоположение стало ясным, стало позволительно сделать долгожданный привал. Расстелив каремат, жуя яблоки, разговор пошёл на тему отдыха.

– Я бы вот так лежала бы и лежала… – умиротворённо произнесла Ксюша. – Хорошо вот так лежать, и ничего не делать!
– А я бы так не смог – последовало моё возражение, – ведь всё равно захочется бегать, прыгать, куда-то выплёскивать свою энергию.
– Ну так! Замечательная жизнь получается: сначала лежишь, как надоест – бегаешь, прыгаешь, наслаждаешься просторами, а как устал – снова на траве валяешься!

Вот так мы и провели тридцать минут, лёжа на траве, наблюдая за посёлком и пролетающими мимо птицами. А дальше мы всё же вышли к ЛЭП, указанной на карте. До «высоты маршала Конева» оставалось сравнительно небольшое расстояние. Под электропроводами мы прошли сквозь участок леса, а затем свернули в поле, где дорога была еле видна среди травы. Она поднималась в гору, и идти было уже тяжело. Примерно посередине подъема пришлось сделать ещё один небольшой привал. Здесь уже была слышна музыка, доносившаяся с мемориального комплекса. Дальше шли на музыку.

А когда мы всё-таки взобрались наверх, и из-за деревьев нам открылся вид на эту самую «высоту», да ещё и Солоницевка лежала перед нами как на ладони, мы очень обрадовались, но сил выражать эмоции уже не было. Играла музыка военных лет, стела со скульптурным портретом Конева уходила в небо, блестел купол часовни. На горизонте был виден аэродром с самолётами, где мы когда-то совершили свой первый полёт в кабине пилота (посмотреть и почитать можно здесь).

Прежде чем зайти в музей, мы отдохнули на лавочке. А когда всё же зашли, чтобы осмотреть экспонаты и прослушать лекцию, то оказалось, что мы пришли довольно поздно, и музей закрывается. Но нам любезно разрешили посмотреть музей и послушать экскурсовода, «только если быстро и если вопросов не будете задавать, а то нам ещё сдавать пост надо». Мы согласились.

Поскольку экскурсовод говорила галопом, да и мы не задерживались у экспонатов, экскурсия прошла быстро. Много вещей военных лет, оружия, фотографий, военной формы. Всего много, но почему-то не чувствуется какой-то системы, на одном стенде может быть расположена военная форма советского офицера (к примеру), его личное оружие, и зачем-то ещё немецкий автомат. Композиция весьма странная. Но в целом, очень поучительно. Есть фотографии оккупированного Харькова, странно смотреть на ул. Сумскую, с немецкими указателями направлений. Были фотографии, на которых сняты повешенные гитлеровцами советские граждане. Причём рядом с этими фотографиями висят верёвки, на которых вешали людей. Есть макет землянки, из которой маршал Иван Степанович Конев отдал приказ о начале штурма Харькова, по освобождению города от немецко-фашистских захватчиков. Также в одном из залов висят портреты героев Советского Союза, принимавших участие в освобождении Харькова.

Последний зал музея – «польский». Его выделили для поляков, они привезли из Польши экспонаты, и оформили зал. Экскурсию в нём не проводят, и поэтому мы осмотрели его мельком. После осмотра залов показывают трёхминутный фильм, содержание которого сводится к героизму выстоявших солдат и бесполезности войны.

Осмотрев музей, мы снова отдыхали на лавочках, глядя на мужественные лица трёх монументальных солдат. На территории музея стоит танк Т-34 и несколько зениток. Я зашёл в часовню, но она оказалась практически пустой внутри. Кроме алтарных дверей и небольшой кафедры внутри ничего нет.

Поход подходил к концу, нам оставалось только спуститься в Солоницевку и сесть на автобус. Пока мы спускались и шли по асфальту к трассе, небо заволокло чёрными тучами, и ветер разыгрался штормовой. От порыва ветра даже соприкоснулись два провода, натянутых между столбами, вызвав треск и сноп искр. А когда мы зашли в посёлок – нас таки накрыл дождь, и пришлось одеть накидки.

Люди спешили спрятаться от дождя, и никого не хотелось задерживать, чтобы спросить, откуда отправляется автобус до Харькова. Дорогу я узнал у двух старушек, мирно беседовавших возле дома на скамейке, и укрытых от дождя кронами деревьев. И как только мы пришли на остановку – подъехал автобус, который отвёз нас до Холодной Горы, где и закончилось наше путешествие.

Стоимость проезда и экскурсии:
Электричка Харьков – Дергачи . . . 3,00 грн.
Вход в музей на «высоте маршала Конева» . . . 8 грн. (2 зала)
Экскурсия по музею . . . 5 грн. (стоимость для группы)
Разрешение на фотосъемку в музее . . . 4 грн.
Автобус Солоницевка – Харьков . . . 2,50 грн.

Итого на 1 человека . . . 18,00 грн.

Хронометраж:
13:30 – 13:55 Обед
14:50 – 15:25 Послеобеденный привал
15:50 – 16:00 Привал
16:15 – 17:00 Мемориальный комплекс «Высота маршала Конева»
17:25 Садимся в автобус Солоницевка – Харьков.

Общая протяжённость маршрута составила 20-21 км.

Фотографии Устиновой Ксении (ну и пара-тройка моих).
Читать дальше...

11 коммент.:

Устинова Ксюша комментирует...

Это пара-тройка моих, а все твои фотографии :)
Хороший отчет - улыбаюсь и хлопаю в ладоши! =)

Вячеслав • 8 июня 2009 г. в 14:48 комментирует...

Ага, я старался. Теперь надо следующий писать )

Artem • 8 июня 2009 г. в 21:31 комментирует...

И мне читать понравилось. Хороша природа, что тут еще скажешь:)

Вячеслав • 9 июня 2009 г. в 10:01 комментирует...

Какие люди следят за новостями! Рад видеть ) Артём, приезжай в Харьков, будешь активным участником походов )

Artem • 9 июня 2009 г. в 15:15 комментирует...

Да, да, я всегда интересуюсь походами по живописному слободскому краю! Спасибо за приглашение, а какие походы планируются в этом сезоне?

Анонимный комментирует...

да интерестный отчет, и места очень, знакомы, хотел поинтересоваться какой картой вы пользовались??

Вячеслав • 18 мая 2010 г. в 19:17 комментирует...

Карта километровая, составлена в 1991 г.

с грунтовыми дорогами?? Высоты обозначены?? Ато ненайду ниче путевого

Вячеслав • 19 мая 2010 г. в 22:03 комментирует...

Пользуюсь генштабовскими. Грунтовые дороги указаны, высоты тоже. Есть конечно, неточности (последнее обновление в 1991 году), дачных посёлков настроили, леса кое-где вырубили.

Анонимный комментирует...

Спасибо за ответ.....эх знал бы что вы в те края ехали составил бы компанию....чето ссылка на арабском..... С ув. Юра

Вячеслав • 20 мая 2010 г. в 06:31 комментирует...