воскресенье, 12 апреля 2009 г.

Отчёт о походе по маршруту ст. Зелёный Колодезь - ст. Гинеевка

Маршрут: ст. Зелёный Колодезь – пос. Терновая – с. Заудье – хутор Лазуковка – с. Черёмушное (ст. Гинеевка)

Состав группы:
1. Вологин Артём
2. Левшина Юлия
3. Устинова Ксения
4. Устинова Мария
5. Сушко Сергей
6. Шмаков Вячеслав

Сбор был назначен на восемь тридцать утра, возле железнодорожного вокзала Левада. Первыми явились младшие члены нашей группы – Маша и Артём. Следом пришли мы с Ксюшей. Оставалось дождаться Сережу – и можно было ехать. Я купил пять билетов, и мы дружно ждали опаздывающего.

Не дождавшись Сережу, мы заняли места в электричке. За пять минут до отправления Сережа сказал мне в трубку: через пять минут будем! «Будем» – это было неожиданно, ведь ждали-то мы только его одного. Но он материализовался в вагоне с Юлей, и уже после того, как машинист объявил о закрытии дверей.

Пятьдесят минут мы ехали, говорили и веселились. Пока мы доехали до Зелёного Колодезя, у меня от смеха уже сильно болел живот. Не смеялись почему-то только опоздавшие Серёжа с Юлей.

Поход наш начался на бетонной платформе. Перейдя через реку Роганку по железнодорожному мосту, мы спустились к воде. Тут стоит сказать, почему был выбран именно этот маршрут. Накануне я прочитал в туристической брошюре, о некоем маршруте №8: «Если вы решили маршрут начать от платформы Зеленый Колодезь, то от железной дороги нужно идти на юг по берегу речки Рогань. Осмотрев небольшие водопады, выходите к мосту через реку Уды у села Заудянское Терновое. Это единственные водопады на территории Харьковской области.» Водопады… Заманчивая цель – посмотреть на единственные водопады в харьковской области. И мы направились на их поиски. Возле реки я рассказал об этой цели нашего путешествия участникам группы. Под мостом вода струилась сквозь камни, и кто-то сделал предположение, что это водопады и есть, но не удовлетворившись таким предположением, мы пошли на поиски вниз по реке. Предположение Ксюши о высоте водопадов было оптимистичным – высоту она показывала рукой где-то на уровне груди. Искать поначалу было легко – тропинка вилась вдоль реки, слева же она была ограничена дачным посёлком. Но когда дорожка стала уходить от воды – пришлось идти просто по лугу, на котором уже пробивалась зелёная трава.

Здесь же, возле реки начались капризы одного, а вернее одной из участниц группы. Юле захотелось выпить чаю, о чём она сразу же сказала Сереже. Пока я говорил о водопадах, Юля пила чай из термоса и предложила всем горячего напитка, но все отказались.

Тропинка увела нас от реки, и судя по направлению – должна была привести к посёлку. Пришлось следовать ей, но мысль о водопадах не покидала меня, и я то и дело бегал к реке, чтобы взглянуть на гладь воды. Возле реки бродил местный «парубок» лет тридцати, в руках он держал какую-то палку. И когда Серёжа убежал вперед, парубок крикнул нам, что наш товарищ не пройдёт в том месте, и что там уже чьи-то участки земли. Подойдя к нам, молодой человек рассказал, что пройти вдоль Роганки до Уд не удастся, но можно пройти по посёлку. Но нас ведь интересовала именно Роганка, а точнее водопады на ней! Парубок опустил нас на землю. Он улыбнулся, когда услышал вопрос о водопадах: «Разве что мусор кто на своём участке в реку выбросит, или дерево где упадёт – вот и все водопады. Под мостом железнодорожным вода по камням стекает – это единственное место, похожее на водопад». Палка в его руке оказалась «экраном» – сетью, с помощью которой он хотел наловить рыбы. «По идее – рыба должна из Уд заходить, но я вдоль реки прошёл – там экран, тут экран, каждый на своём участке ещё экраны ставит, так что не доходит рыба сюда. А вот тесть мой в Удах выловил двадцать штук за пару часов». Я не спросил, какая рыба. Карп или карась наверное.

Через посёлок прошли мы довольно быстро, возле магазина от асфальтированной дороги влево нас увела улица с грунтовой дорогой. По этой улице мы вышли из посёлка, и направились к мосту через Уды.

За мостом мы сделали привал. Многие сняли с себя лишнюю одежду – идти было довольно жарко. На привале почти сразу же пропал Серёжа, он, как позже выяснилось, окунулся в деревенскую жизнь и стал беседовать с жителями о Великой Отечественной Войне. Жажда найти танк у Серёжи не ослабевает, а только с каждым днём растёт.

Посёлок Заудье мы прошли как-то краем, домов почти и не заметили. Был какой-то магазинчик, в котором Серёжа не решился купить воды. Путь поднимал нас на холм, с которого уже были видны линии электропередач, вдоль которых мы должны были преодолеть участок леса.

Грунтовая дорога, по которой мы двигались, была окружена полями. Поле справа от нас было очень живописно – озимая пшеница покрывала его до горизонта, и казалось, что земля укрыта ярким зелёным покрывалом. На горизонте был виден Харьков, высотки жилмассивов, мы даже заметили микроскопическую точку огня – «лисий хвост», на каком-то заводе сжигали газ.

Шли без особых приключений. Ксюша смотрела под ноги, пиная носками ботинок сухие комья земли. И среди этих комьев затесалась металлическая гильза, раздавленная колесами какого-то транспорта. Серёжа сразу определил, что гильза эта – времён второй мировой, даже попытался определить год выпуска. С этого момента Серёжа стал усиленно искать материальные отзвуки войны. Юля тоже стала внимательно смотреть под ноги, дабы помочь своему товарищу.

Мы же шли, наслаждаясь свежим воздухом, и природой, притаившейся перед рождением весны. Когда вокруг дороги появился лес, Серёжа с криком «хлопці підождіть!» исчез в чаще. Появился он на дороге счастливый, как никогда: в руках он держал два пулемётных диска, и даже невооружённому глазу стало ясно, что это эхо Великой Отечественной. Наш археолог-любитель был на седьмом небе, но оттуда ему пришлось упасть после слов Юли: «Сережа, ты это к нам домой не понесёшь!» Она была явно расстроена его находкой.

Дальнейший отрезок пути был самым тяжёлым за весь поход. Мы отошли от дороги, и стали идти строго вдоль ЛЭП, по зарослям сухой травы. Кое-где трава была выше человеческого роста, и приходилось раздвигать ее руками. Шли медленно, очень устали. Даже довелось сделать небольшой привал, и пока группа отдыхала, я пытался найти подходящую нам дорогу. Но она была одна, и вела в ненужном нам направлении. Пришлось продолжить изнурительное передвижение среди высоких сухих стеблей.

Выбравшись на приличную поляну без густых зарослей, я увидел нужную дорогу, которая спускалась к вышкам электролинии, и мы устроили обеденный привал. Бутерброды, вода, печенье. В моём рюкзаке лежали пять яблок, но время для них ещё не пришло. Я был несколько удивлён желанием группы двигаться дальше, обычно с обеденного привала не хочется уходить. Возможно повлияла обстановка – мы были окружены лиственным лесом, а на деревьях не было зелёных крон. Здесь Серёжа оставил ржаветь дальше оба пулемётных диска.

Грунтовка вела вдоль железных столбов высоковольтной линии, и можно было не опасаться сбиться с маршрута. Разговоры наши были на тему животного мира, а подтолкнули нас к этому кабаньи следы, то и дело встречавшиеся нам. Девушки уже стали опасаться идти по тропе, и старались выйти вперёд, а мы с Ксюшей подшучивали: «вот малые сзади идут – пусть их кабаны и едят, как самых младших». Шутки шутками, а следы встречались. И в один прекрасный момент мы услышали то ли визг то ли скрип, и в глазах Маши без труда можно было прочитать испуг. Но этот звук издавало старое сухое дерево, шатавшееся от ветра.

Наши девчонки от страха стали уверенно держать нас за руки. Юля даже попыталась построить свою пару, заявляя приказным тоном: «Сережа, твоё место – рядом со мной!»

Вокруг пейзаж был довольно скучен – вырубка среди леса для ЛЭП малозанимательна для глаз путника. И если вокруг однообразие, и ничего не происходит, это значит одно: что-то должно произойти, как неминуемо после долгих жарких дней небо наливается свинцовыми тучами и обрушивает на землю обильные потоки воды. Так произошло и в этот раз. За несколько дней до похода шли дожди, и дорога раскисла, но сверху была подсушена солнцем. Слякоти мы не замечали, верхний слой земли был твёрд. И в один прекрасный момент Юля утонула по щиколотки в грязь, причём обеими ногами. «Серёжа, дай мне руку!» услышали мы, хотя Юля вполне могла обойтись без посторонней помощи. Кроссовки были покрыты ровным слоем густой грязи, джинсы тоже запачкались.

Пока мы не вышли из леса, такие зыбкие участки продолжали встречаться на дороге. Серёжа предлагал свою помощь Юле, но она категорически отказывалась, намекая на свою обувь, грязь на которой постепенно засыхала: «Один раз я тебе дала руку – и вот чем всё закончилось!»

За лесом перед выходом на поля нас встретила база добычи каких-то ископаемых. Везде стояли ржавые огромные цистерны, вдоль каждой из них были такие же ржавые вертикальные трубы, сверху обмотанные рваной мешковиной и полиэтиленом. Людей не было. Что здесь добывали, как и для чего – остаётся загадкой.

На поле мы сделали привал, было приятно смотреть на просторы после «туннеля» среди деревьев. Здесь же мы выбирали дальнейшее направление. Нам нужно было пройти к хутору Лазуковка, а можно было не заходить в него и обойти пруд указанный на карте с другой стороны. Вокруг было тихо и спокойно. И тут мы услышали визг, и поскольку мысли о кабанах были свежи, воображение девушек нарисовало яркие и убедительные картины природы этого визга. Он доносился с альтернативного направления маршрута, и поэтому мы пошли в Лазуковку.

Вокруг дороги, по которой мы шли, поля были выжжены огнём. Чёрная земля, жёлтый сухой камыш на высохшем пруду, деревья без листьев создавали удивительную атмосферу – всё вокруг как бы умерло, или наоборот, приготовилось к рождению. Всё это производило меланхоличное и несколько печальное впечатление.

Хутор Лазуковка оказался мёртв и заброшен. Мы увидели покосившиеся хаты и заросшие бурьяном участки. Люди перестали хотеть жить в хуторе. Жили, строили дома, обрабатывали землю, заводили скот. А теперь – ничего этого нет, и людей тоже нет, хотя ничего не изменилось – поля остались те же, разве что мысли приобрели другую форму или потекли в другом русле. Люди ушли. Молодые – в бoльшие посёлки или города, пожилые скорее всего дожили свой век в хуторе.

От хутора мы перешли по дороге на другую сторону болотистой балки, курс наш был на юг, к посёлку Черёмушное. Вокруг были всё те же чёрные поля, а вдалеке гладью зеленела озимая пшеница. Шли без особых приключений и без дороги, придерживаясь направления по компасу. Хутор был заброшен, а грунтовые дороги к нему заросли травой и были едва различимы среди степных просторов.

На юге находился конечный пункт нашего путешествия, к нему нужно было идти ещё около четырёх-пяти километров, а питьевая вода была на исходе, так как двое из участников группы были не подготовлены, и кроме чая в термосе, воды с собой не взяли. Хотелось пить и хотелось отдохнуть после перехода по холмистому бездорожью. Привал мы сделали среди пожелтевших сосен среди обгоревшей травы. Здесь я извлёк из недр рюкзака яблоки, и мы несколько утолили жажду сочной мякотью.

После перепаханного поля мы перешли через овраг, за которым была дорога, указанная на карте. Именно она привела нас к посёлку Черёмушное. Солнце садилось, но каждый из нас чувствовал на своём лице загар от ярких лучей и ветра, сопровождавшего нас в пути.

Войдя в деревню, мы первым делом стали искать колодец, чтобы напиться. Но два колодца, которые нам встретились, были заколочены. Хорошо, что встретился магазин, минералка утолила нашу жажду. Напившись вволю, мы осмотрели памятник, находящийся неподалёку от магазина. Монумент этот воздвигнут как память погибшим воинам, защищавшим Родину. На гранитном камне высечено «Вічна пам’ять», а над гранитом высится весьма абстрактная композиция из остатков снарядов, винтовок и прочего металлического оружия времён войны.

Чуть дальше в посёлке мы всё-таки нашли действующий колодец, набрали в пустые бутылки вкусной воды и умыли солёные от пота лица.

На станции Гинеевка много проходящих электричек, ближайшую пришлось ждать не больше получаса. Билеты купили тут же, на станции. Пока ждали электричку – сидя на лавочке доедали оставшиеся бутерброды и печенье, запивая всё это минералкой. А вот в вагоне пришлось ехать стоя до самого Харькова, так как поезд был переполнен возвращавшимися на учёбу студентами из окрестных городов и посёлков.

Путешествие наше закончилось на Южном вокзале, откуда мы уставшие, но довольные разъехались по домам.

Хронометраж:
17:10 – 17:15 магазин в с. Черёмушное
17:30 ст. Гинеевка

Стоимость проезда:
Электричка Харьков – Зелёный Колодезь . . . 3,50 грн.
Электричка ст. Гинеевка – Харьков . . . 4,25 грн.

Итого на 1 человека . . . 7,75 грн.
Скидка на проезд студентам . . . 50%

Общая протяженность маршрута составила 24-25 км.

Фотографии Устиновой Ксюши и Левшиной Юлии.
Читать дальше...

2 коммент.:

Ксюша У. комментирует...

Это мой самый любимый отчёт. Хохотала аж до слёз)))

Вячеслав • 16 июня 2009 г. в 09:59 комментирует...

Да, весело было ))) Но тяжеловато под конец. Да и поведение некоторых участников было, мягко сказать, не адекватное.