понедельник, 28 июля 2008 г.

Отчет о походе по маршруту пгт Безлюдовка - Мерефа

Состав группы:
1. Горбунов Дмитрий
2. Устинова Ксения
3. Шмаков Вячеслав

Маршрут: ст. Удянская (пгт Безлюдовка) – пгт Хорошево – с. Ржавец – с. Яковлевка – г. Мерефа

Начался наш поход на станции Левада, где сев на изюмскую электричку, мы довольно быстро добрались до ст. Удянская. Пока мы ехали накрапывал дождик, Димон спал а я с Ксюшей все гадал – будет дождь или нет? Т.к. ходить под дождем, даже с защитными накидками не очень-то приятно. Снова нам предлагали купить мороженое и необходимые в быту вещи, но такого шоу как в прошлый раз не было, и мы от покупок отказались.

На станции Удянская, где мы вышли из поезда, дождь не шел, но было пасмурно и прохладно. Решив, что это и есть самая лучшая погода для похода – мы зашагали по дороге в Хорошево (11:40).

Изредка накрапывал дождик, что не мешало нам бодро шагать по дороге. В Хорошево дождь закончился, и до самой Мерефы атмосферные осадки нас не доставали. Само Хорошево (ударение на первой «о», а не на второй, как мы думали в начале) оказалось для нас неким лабиринтом. Примерно зная направление, мы ходили по поселку и не могли из него выйти. Блуждая по улицам мы собирали абрикосы с деревьев, которые росли на этих же улицах, и по пути жевали сочные плоды. Вот так бродя мы тревожили собак, которые лаяли на нас. И таким собачим лаем был материализован один из жителей Хорошево, который едва заметив нас, задал вопрос: «Чего вы здесь ищите?» Поздоровавшись в ответ и спросив выход из этого заколдованного поселка, наставления были получены совсем невнятные – старик отправлял нас туда, откуда мы пришли, причем ориентиров нам никаких он не указал, а когда услышал, что мы направляемся в Ржавец, заметил, что там есть институт «этих вот» и многозначительно покрутил рукой у виска. Ничего не оставалось делать, как идти назад и искать более разговорчивых жителей. Они нашлись почти сразу же, как только мы вернулись на пару дворов назад, к тупиковому повороту. Это были двое мужчин, которые шли и пили пиво на ходу. Услышав нашу просьбу указать дорогу, они добродушно предложили следовать за ними, и направились туда, где была тропинка, о которой мы и не подозревали. Шла она через местную свалку, благо идти было недалеко. Через несколько минут мы выбрались на дорогу, выходящую из Хорошево и поблагодарив наших провожатых направились к шоссе.

Дойдя до поля, мы сделали привал. Вдалеке люди работали и собирали солому, по асфальтированной дороге иногда проезжали автомобили а мы лежали в соломе и вдыхали ее аромат. Погода была все еще пасмурная, но нас это нисколько не смущало и мы были твердо настроены на водные процедуры и купание в реке.

Поле окружало нас на сдеующем километре пути, вокруг лежали «накаты» из соломы (это Димон нас просветил, мы с Ксюшей называли их «рулетами»), люди с помощью трактора складывали их в кузов грузового автомобиля. Среди этих рулетов был один, возле которого лежала собака со щенками, и когда она увидела нас - стала лаять и пыталась прогнать непрошенных гостей. Но когда мы ее свистом стали звать к себе, она остановилась и подойти к нам за бутербродом с колбасой побоялась.

К озеру мы шли вдоль лесополосы. Доргога густо заросла степной травой, такой же травой был покрыт берег озера, где мы и устроили обеденный привал. Как только место для привала было выбрано, мы сразу же стали купаться в озере. Вода была теплая и приятная. Вдоволь искупавшись, мы принялись за обед – бутерброды и печенье, и солнце выглянув из-за туч быстро согрело нас.

Далее нам нужно было перебраться на другую сторону озера. Спросив у сидящих на берегу рыбаков, как перейти на другую сторону, они в первую очередь предложили нам сделать это вплавь. Затем рыбаки вспомнили фильм «Чапаев». Толком ничего от них не узнав, нам не оставалось ничего, кроме как вернуться немного назад и обойти озеро в его начале. А вначале озеро представляло из себя густую траву и камыш, и понять где суша а где вода было невозможно. Димон рискнул, и широкими прыжками и с криками типа «ай!» и «ой!» перебежал на другую сторону густых зарослей болотных трав, изрядно вымочив ноги. Мы же с Ксюшей увидев такой оборот ситуации, предупредительно надели на кроссовки полиэтиленовые пакеты, и перешли через сомнительный участок не выпачкав ног. Не хотелось уходить от озера, но впереди нас ждал еще довольно большой отрезок маршрута.

Грунтовая дорога среди поля радовала глаза – по левую и по правую стороны от дороги лежали поля, засеянные пшеницей, которая золотилась на солнце, а в далеке, на горизонте виднелись зеленые острова леса. Чем меньшее расстояние оставалось до «дома инвалидов» (как он был обозначен на карте), тем больше эта тема всплывала в наших разговорах, причем эти разговоры носили несколько несерьезных характер. Разговоры эти моментально прекратились, когда мы увидели сам «дом инвалидов», а точнее людей, которые сидели неподалеку от него. Сразу стало понятно, почему старик, говорив о «институте этих вот» крутил рукой у виска. Дом инвалидов оказался приютом душевнобольных людей. Несколько человек из этого приюта сидели на отшибе и провожали нас странными взглядами. Когда мы прошли дальше (как позже оказалось, мы зашли на территорию этого приюта), стало еще больше не по себе. Во дворе стояло несколько грязных коров, бродили и сидели на скамейках такие же немытые люди, а двое из них выгоняли со двора свинью с десятком ее поросят. Задерживаться в этом месте мы не стали, и выбравшись оттуда, привал сделали только отойдя за километр. До привала мы прошли по полю под линией электропередачи, от которой слышался постоянный треск.

На привале было принято решение несколько изменить маршрут, и пройти до Яковлевки через лес по просеке. Пока мы отдыхали, Димон во всю демонстрировал качества своего полиэтиленового плаща – защиты от дождя, а Ксюша фотографировала бабочку, которая постоянно садилась ей на носок.

Просека до Яковлевки была приятным участком нашего пути – кроны деревьев скрывали нас от лучей яркого солнца, вокруг было светло и в то же время было не жарко, дорога была хорошо наезжена, идти было легко.

Зайдя в Яковлевку в первую очередь мы набрали воды в одном из дворов, где милый щенок боялся подойти в незнакомым гостям, т.е. к нам. Пока хозяин ходил в дом, чтобы набрать воды в бутылки, пес стащил у него один тапок и вынес во двор. На улицах поселка росли абрикосы, и мы снова ели их, только уже в гораздо меньшем количестве. Магазин, который встретился нам на пути, был открыт, и Димон угостил всех мороженым.

В центре Яковлевки стоит деревянная церковь, по виду построена она сравнительно недавно. Подходить к ней мы не стали, ограничились фотографиями сделанными издали. Еще есть памятник солдатам Великой Отечественной войны, и некое подобие сквера вокруг памятника – небольшой участок земли, заросший травой, несколькими кустами и окруженный дорогой и металлическим забором из труб. На этом же участке земли, с противоположной стороны памятнику солдатам стоит другой памятник, более новый, установленный скорее всего год или два назад – «жертвам голодомору». Нынешняя политика государства прочно насаждается даже в таких небольших поселках, как Яковлевка.

Оставшаяся часть пути проходила по асфальтированной дороге, и была довольно скучной. Сначала вокруг нас было поле с кукурузой, и попытки присвоить себе несколько кочанов не увенчались успехом, т.к. их не было по причине молодости самих ростков, кочаны еще не успели сформироваться.

Последний привал мы устроили в лесу на небольшой полянке, прямо на входе в лесной массив. Кто-то заботливо соорудил на этой поляне столик из огромного пня, и скамейку из подручных лесных материалов. Немножко отдохнув, мы зашагали к Мерефе. Следующее поле на нашем пути было засажено картофелем, но мыслей взять домой пару-кройку килограмм картошки нам даже в голову не пришла, т.к. поле охранялось собаками, которые были привязаны к соторжке и чуть ли не срывались с цепей лаяв на нас.

Мерефа встретила нас городской свалкой, на которой работали люди, разгребая завалы, и трактор, который бессистемно давил гусеницами мусор. Удивил нас аист, который ходил по огромной мусорке в поисках поживы. Дойти нам нужно было до железнодорожного вокзала, и спросив у проходившей мимо женщины дорогу, мы получили исчерпывающие сведения, даже примерное время хотьбы — «за полчаса дойдете». Простодушно не поверив ей, и решив что полчаса до вокзала можно идти только в темпе этой женщины, мы зашагали в указанном направлении с уверенностью что доберемся туда минут за 15-20. Но как потом оказалось, мы ошибались, а женщина была права, шли мы на вокзал не меньше получаса. В этой финальной точке нашего путешествия мы расстались с Димоном, сев на Харьковскую электричку, он же уехал в противоположном направлении к себе домой.

Стоимость проезда:
Электричка Харьков (Левада) – Изюм (до ст. Удянская) . . . 2,40 грн.
Электричка Мерефа – Харьков . . . 2,60 грн.

Итого на 1 человека . . . 5,00 грн.

Хронометраж:
10:40 Начало движения (ст. Удянская)
11:50 Вышли из Хорошево
12:00 – 12:15 Привал
13:05 – 14:10 Обеденный привал
15:10 Прошли «дом инвалидов»
15:25 – 15:45 Привал
16:05 Вышли из лесного массива
16:25 Магазин в Яковлевке
17:05 – 17:15 Привал
18:10 Ж/д вокзал в Мерефе

Общая протяженность маршрута составила 23-25 км.