воскресенье, 13 июля 2008 г.

Отчет о походе по маршруту с.Тарановка - Змиев

Вот и состоялся долгожданный нами поход =)

Состав группы:
1. Сушко Сергей
2. Устинова Ксения
3. Шмаков Вячеслав

Маршрут похода: ст. Широнино (с. Тарановка) – с. Беспаловка – с. Иськов Яр – с. Гайдары – г. Змиев.

Спешу оговориться, что ранее поход был запланирован несколько по иному маршруту. Начальным пунктом похода должна была быть ст. Шурино, которая находится на северной окраине поселка Тарановка. Но желание попасть в музей боевой славы и увидеть памятник гвардейцам широнинцам, которые находятся в самой Тарановке – заставило несколько изменить маршрут и проехать до ст. Широнино, откуда мы и начали движение.

Из Харькова до станции Широнино добирались мы пригородным дизель-поездом Харьков – Лозовая (№6513). Утро было солнечное и свежее. Взяв билеты на поезд, мы начали искать платформу, с которой он отправляется. Побегав по пригородному терминалу, а затем по платформам вокзала, мы таки нашли этот поезд на 5-й платформе и заняли в вагоне места на деревянных скамейках. Поездка до Тарановки занимает около полутора часов, за которые нам успели предложить купить пирожки, мороженое, газеты, кроссворды, лекарственные препараты и даже стеклорез. Молодой человек, который предлагал стеклорезы, устроил целое представление в вагоне, с демонстрацией всех возможных и невозможных свойств этого чудесного инструмента, даже отрезал горлышко бутылки от шампанского. После этого удержаться было невозможно, и Сергей приобрел стеклорез с металлической рукояткой всего за 15 грн. Конечно же мы купили и по мороженому.

Станция «Широнино» на которой мы вышли, названа в честь командира взвода 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии лейтенанта Пётра Николаевича Широнина.
В течение нескольких часов 2 марта 1943 года взвод под командованием Петра Широнина отразил атаку немецких войск, для которых Тарановка была важным тактическим пунктом. Фашисты надеялись быстро овладеть этим небольшим поселком, с тем чтобы пустить по железной дороге Лозовая - Харьков свои бронепоезда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 25 гвардейцам взвода Широнина присвоены звания Героев Советского Союза.

В поселке Тарановка гвардейцам-широнинцам установлен памятник, находится он рядом со школой. Взвод Широнина, усиленный одним 45-ти миллиметровым противотанковым орудием и противотанковыми ружьями в неравном бою сдержал натиск противника. Встретив решительный отпор враг вынужден был отойти, оставив на поле боя 10 подбитых танков, штурмовое орудие, бронетранспортер и свыше сотни гитлеровских солдат.19 из 25 гвардейцев погибли в этом бою, но позиция взвода была сохранена.











Музей находится в здании школы, по субботам он не работает, но нам повезло: директор музея была на месте и любезно разрешила нам осмотреть экспонаты. Экспонатов довольно много, все это большей частью личные вещи бойцов взвода, оружие и снаряды к нему. Много черно-белых фотографий военных и довоенных лет, на которых есть гвардейцы и простые жители Тарановки. К прошлому здесь в буквльном смысле можно притронуться руками. Сложно описать чувства, которые возникают когда видишь вещи, которые когда-то чувствовали тепло рук людей погибших во имя свободы. После того как мы осмотрели музей, мы поговорили с директрисой музея, которая немного рассказала нам о бое в Тарановке и о крушении Императорского поезда недалеко от Змиева в 1888 году.

Движение по маршруту начали мы от школы (11:05). Немного пройдя по центральной улице поселка мы свернули на восток (на ул. Островского), чтобы выбраться на просторы полей и лесов. Тарановка живописно раскинулась на холмах, и в просветах между домами мы видели поля и другую окраину поселка с домиками, тонущими в море зелени. Дорога наша шла к селу Беспаловка через лес, добравшись до которого мы сделали первый привал (11:55).

На привале Серега сменил футболку, заправил ее в брюки, а брюки в носки, превратившить почти в настоящего ниндзю. Это он сделал как защиту от клещей, чтобы они не проникли к коже, и, как позже оказалось, сделал это он совсем не зря. На пояс почти настоящий ниндзя повесил складной нож, которым довелось воспользоваться только на обеденном привале. Мы же с Ксюшей на все лады примеряли панаму, которую Серега приобрел накануне. Таким образом немного отдохнув, мы двинулись в путь (12:05).



Следующие четыре километра нам предстояло идти по лесной дороге, в тени, среди деревьев и трав. В тени, к которой Ксюша рвалась, когда мы шли по дореге среди поля. Но до похода несколько дней шел дождь, и в лесу было тенисто и влажно. Не знаю, влияет ли как-нибудь количество сырости на количество комаров, но их было много. Все было хорошо, и тень, и лесная прохлада… Но вот комары доставали нас со всей неистовостю. За каждым из нас тянулся шлейф (или рой) комаров, и если мы останавливались… лучше было не останавливаться. К назойливым комарам довольно часто присоединялось еще одно неудобство – паутина поперек дороги. Т.е. мы шли, и впереди идущий собирал на себя паутину. Доставалось паутины конечно и тем, кто шел сзади. Через 40 минут страдания наши на данном этаме закончились, и мы вышли из леса.











Далее путь наш лежал на юго-восток. К селу Беспаловка нас вела ровная дорога, усыпанная щебнем, а вокруг нас лежали невспаханные поля. Село это стоит на берегу реки Ольшанки, в которой ловить рыбу запрещено, но ее все же там ловят. В самой Беспаловке практически не осталось жителей, и когда мы проходили мимо местных бабушек, которые о чем-то между собой разговаривали, они сначала обратили на нас внимание, а потом перевели свой разговор на тему о нас. «І чого туди йти? Там же вже нічого нема, і людей нема» говорила одна старушка, а другая ей отвечала: «Наші чи не наші? Та ні, мабуть наші», т.к. по всей видимости чужим в этом хуторе делать вовсе нечего. Вид заброшенных хат навивал тоску и печаль, Серега все пытался отыскать яблоню, чтобы нарвать яблок, а тем временем мы шли уже на северо-восток, к следующему лесному массиву. Теперь нас окружали поля засеянные пшеницей, которая уже золотилась на солнце, но еще не была готова попасть под лезвия комбайнов и в жернова мельниц. Тут еще следует сказать о горестях Сереги, который тащил на себе тяжелую ношу своего металлоискателя. Дело в том, что нес он его, как и все остальные свои вещи в сумке, а не в рюкзаке, что конечно же совершенно неудобно в пешем походе. После совета Ксюши Серега надел свою сумку как рюкзак, и оставшуюся часть дороги нес свой «тяжкий груз» именно так.

Далее держать путь нам нужно было на хутор Иськов Яр, и поначалу мы даже хорошо справлялись с этой задачей, бодро шагая вдоль леса и поля одновременно. Чуть позже нашему взору открылось красивое урочище, в которм пахло земляникой и на опушке виднелась пасека, окуда на нас стал лаять пес едва нас заметив. Мы даже нашли землянику, но ягоды были уже перезревшими и почти высохшими под солнцем. Общий улов наш был не больше горсти, и ели мы землянику с удовольствием. Спустившись в яр и проходя мимо разваленных бараков, Ксюша получила травму, наступив на незаметную доску с гвоздем. Рана была небольшая, и мы ее оперативно обработали. После этого Ксюше идти стало несколько труднее.

Здесь же, возле разрушенных бараков была совершена первая ошибка на маршруте (на карте это мето развилки маршрута). Вместо доргоги, которая уходила в заросли и вывела бы нас на нужную нам поляну (где предполагалось сделать обеденный привал), мы выбрали дорогу поднимающуюся в гору и идущую через лес. Но лес не закончился, как думалось, и к тому же дорога свернула немного севернее, что вообще не соответсвовало направлению маршрута. Вовремя не обратив внимания на этот факт, мы шли около километра, пока не вышли на наезженную грунтовую дорогу. Грунтовая дорога сделала крюк, на котором мы встретили человека. Он сторожил белые целлофановые мешки наполненные неизвестно чем, железные ржавые конусные то ли бочки то ли саркофаги, прицеп грузового автомобиля и сам «ЗИЛ». Чем он тут занимался помимо этого понять было невозможно. Спросив у него дорогу на Иськов Яр, я получил вразумительный и однозначный ответ: «Не знаю». Ответ на следущий вопрос, как нам найти село Гайдары, был на столько же информативен как предыдущий и содержал те буквы в том же порядке. При дальнейших расспросах выяснилось, что человек этот из Змиева, и ездит туда «по дороге». Получив важные сведения, мы пошли «по дороге» дальше. Дорога эта была размыта дождями и представляла из себя большей частью грязь с глубокой колеей от грузового автомобиля.

Дойдя до очередной развилки была совершена вторая ошибка на маршруте. Одна дорога вела на восток, что полностью соответсвовало нашей цели, а вторая уводила на север. «Северная» дорога была подсушена солнцем, а «восточная» уводила в лес. Выбрав верное направление по компасу (о ужас!) мы стали углубляться в чащу. Нас снова начали кусать комары, и приходилось тщательно выбирать место куда ступить – дорога была сырой и вязкой. Чем дальше мы шли, тем становилось труднее идти – дорогу было заметно все меньше, она все чаще была покрыта травой или высокой, с человеческий рост крапивой, а в конце концов и вовсе растворилась среди кустов и травы леса. Дальше идти нужно было пробираясь сквозь чащу и точно следуя направлению компаса. Путь был выматывающий: сначала лес с крапивой, затем вырубка, которая успела зарости молодым кустарником, деревьями и высокой травой высохшей на солнце. Здесь некоторые из членов группы были близки к истерике. Но дорогу осилит идущий, и продвигаясь все дальше на восток мы выбрались на лесную тропу, которая вывела нас на чудесную поляну, где мы тут же устроили обеденный привал (15:30).

Кушать бутерброды сидя на траве было и вкусно, и приятно, и легко и весело после тяжелого и изнурительного перехода. Запив бутерброды водой я лег на траву и стал наблюдать за действиями Сереги. Он извлек из сумки металлоискатель и собрал его, затем он собрал портативную лопатку и отправился на поиски металла. Конкретной цели поиска у него небыло, он пытался найти «хоть что-нибудь», и в конце концов поиски его увенчались успехом – он нашел кусок железа размером со спичечный коробок. Серега аккуратно сложил этот кусок металла в пакет, в котором уже лежала найденная им ранее (без помощи металлоискателя) на лесной дороге подкова. Отлежавшись и немного восстановив силы, расстояние до Змиева стало сокращаться посредством нашего передвижения по маршруту.

Следующим перевалочным пунктом для нас стал поселок Гайдары. Зайдя в него мы направились к ближайшему двору пополнить запасы питьевой воды и нас дружелюбно встретила собака, вилявшая хвостом. Легкомысленно поверив ей, я направился ко двору, надеясь уже не встретить преград на своем пути. Однако во дворе оказалась вторая собака, настроенная воинственно по отношению к непрошенным гостям, и увидев такую реакцию своей подруги (или друга) первая собака тоже стала рычать. Но хозяйка у которой я спросил воды быстро уладила это недоразумение и собаки успокоились. Все же на этом приключения не закончились, и на меня напал петух Петруша, которого я не заметив чуть не сшиб с его петушиных лап. Хозяйка уладила и это, и дала набрать воды.

Далее весь путь наш до Змиевской автостанции шел по асфальтированной дороге. В Гайдарах ничего интересного кроме домов и местных жителей мы не видели, и мы быстро прошли поселок и вышли на дорогу на Змиев (17:00). Неалеко от поселка мы встретили группу туристов из трех человек, которые шли нам на встречу. Мимоходом поприветствовав их, мы отдалялись от Гайдар и приближались к конечной точке нашего путешествия. Серега передавал секретные сведения по мобильному телефону в Евпаторию, изредка мимо нас проезжали автомобили, и день близился к завершению. И вот очередной автомобиль который проезжал мимо нас, остановился, и пожилой водитель «пятерки» предложил нам проезд до автостанции в Змиеве за полцены (т.к. он ехал назад пустой), по 5 грн. с человека. Но мы отказались, решив полностью пройти запланировнный маршрут. Не соблазнились мы, когда общая цена проезда упала до 10 грн.

Последний привал мы устроили немного отойдя от дороги в сторону. До Змиева оставалось совсем немного, но и силы наши были на исходе. А в небе над нами кружила то ли пара ястребов, то ли еще каких-то хищных птиц, исполнявших как нам показалось свои брачные ритуалы.

И вот, на нашем пути мы увидели табличку «Змиев», это была финишная прямая. Оставалось пройти по городу до автостанции около двух километров. В центре города есть памятник Ленину и памятник солдатам Великой Отечественной войны. Рядом с центральным сквером строится церковь, и когда мы проходили мимо, слышали как новый евангелист скрипущим голосом истерично призывал верующих обратиться в веру, представителем которой являлся сам.

Автостанция в Змиеве работает до 19:00, и у нас было десять минут чтобы купить билеты до Харькова. Кассир билетов нам не продал, предложив купить их у водителя. Что и было сделано, когда мы сели в автобус и заняли места, причем в кассе билет стоит 7,15 грн, а у водителя на 15 копеек дешевле. Здесь и закончилось наше путешествие, а через полтора часа мы уже прощались с Серегой и спускались в Харьковское метро.


Стоимость проезда:
Дизель-поезд Харьков-Лозовая (до Широнино) . . . 3,50 грн.
Автобус Змиев-Харьков . . . 7,00 грн.

Итого на 1 человека . . . 10,50 грн.

Хронометраж
08:50 – 10:20 Проезд в дизель-поезде
10:30 – 11:05 Осмотр памятника гвардейцам-широнинцам и посещение музея боевой славы в с. Тарановка
11:55 – 12:05 Привал
12:45 Вышли из леcного массива
15:30 – 16:25 Обеденный привал
17:00 Выход из с. Гайдары
17:40 – 18:00 Привал
18:50 Автостанция в г. Змиеве

(В следствие допущенных ошибок общая протяженность пройденного маршрута составила 28-29 км в отличие от запланированных 23 км).

Фотографии Устиновой Ксюши.
Читать дальше...

5 коммент.:

Устинова комментирует...

Отличный был поход!

Анонимный комментирует...

Какая познавательная статья вышла! Молодцом автор! :)

Анонимный комментирует...

Очень интересная статья вышла! Респект автору! :)

Анонимный комментирует...

После прочтения и смотра фотографий возникла непреодолимая тяга повторить ваш путь, что, наверное, и сделаю.

Анонимный комментирует...

Я как жытель етого села,скажу вам что вы большие молодцы что побывали на етих землях.Распект всем!

Отправить комментарий

 

(на блог о работе пока нехватает времени, поэтому там пока ничего нет =)

Powered By Blogger

| E-mail: v.shmakov@gmail.com | icq: 175-787-152 | Skype: shmakov_v | © Вячеслав Шмаков, 2008-2010 |

blogspot stats
|